ФНП России запускает интернет-базу залоговых машин

Федеральная нотариальная палата (ФНП) России с 1 июля запускает онлайн-реестр российского движимого имущества, в том числе автомобилей, которые находятся под банковским залогом, а владельцы данных автомобилей продолжают выплаты кредитов. По задумке, реестр должен будет помочь потенциальным покупателям авто на вторичном рынке, которые, приобретая у мошенников автомобили, находящиеся в банковском залоге, в итоге могут оказаться и без уплаченных средств и без нового долгожданного средства передвижения. Формировать онлайн-базу закредитованных авто нотариусам поручено (по закону о данных — ФЗ-379) в сотрудничестве с банковским сообществом страны.

Некоторое время назад был введен онлайн-сервис ГИБДД России, в котором по VIN-коду можно проверить запреты и ограничения по изменению права собственности автомобиля. В случае с сервисом ГИБДД граждане могут в режиме онлайн получить информацию по транспортным средствам, находящимся в розыске, и в отношении которых были применены ограничительные санкции со стороны суда, следственных органов, таможни и других органов власти. Одновременно с этим кредитное обременение автомобиля, которое покажет новый сервис ФНП, действующий ресурс ГИБДД не отражает.

По словам самих нотариусов, на сегодня мошенничество с перепродажей автомобиля, находящегося под кредитом, является достаточно популярной схемой злоумышленников.

— Сейчас эта схема действует следующим образом. Некий гражданин на подставное лицо покупает в кредит автомобиль. По договору автомобиль передается в залог банка до полной выплаты кредита, что не входит в планы преступника. Он как можно скорее продает заложенный автомобиль добросовестному покупателю, который в итоге по решению суда останется и без денег и без авто, — рассказал глава ФНП Константин Корсик. — При запуске онлайн-сервиса заложенных автомобилей эта схема потеряет смысл. Информация сервиса будет открытой, и любой гражданин сможет в интернете проверить автомобиль, который ему пытаются продать.

В настоящее время ФНП проводит серию совещаний, результаты которых указывают на позитивный настрой в этом вопросе крупных банков. 25 июня готовится расширенное совещание, по результатам которого станет понятно, когда граждане смогут полноценно пользоваться новым сервисом.

Начальник аналитического департамента Ассоциации российских банков Сергей Григорян рассказал, что банкам самим выгодно сотрудничество с Федеральной нотариальной палатой. При этом специалист вспомнил, что в России уже была попытка создания подобной базы, которая не увенчалась успехом.

— Банкам и самим не интересно судиться с пострадавшими от таких действий, а также думать, как вернуть выданные средства. В свое время была аналогичная инициатива НБКИ (национального бюро кредитных историй), которое создавало свою базу. Было и соглашение с ГИБДД, согласно которому перерегистрацию машины нельзя было осуществить, если машина находится в залоге, — отметил он. — Потом в ГИБДД прошли перестановки, и они отказались поддерживать такое сотрудничество с частной компанией, которой по сути НБКИ и являлось.

Сегодняшняя нормативно-правовая ситуация, по словам Григоряна, способствует мошенничествам с залоговыми авто.

— Сейчас банки готовы пойти навстречу, однако ситуация выглядит следующим образом. ГИБДД получает информацию, что автомобиль в залоге и ПТС (паспорт транспортного средства) находится у банка. Автовладелец приходит в отделение ГИБДД, пишет заявление об утере и получает новый ПТС взамен утраченного. То есть нарушено взаимодействие между банком и ГИБДД, и это дает человеку возможность провернуть аферу независимо от позиции банка, — пояснил эксперт.

Начальник отдела аналитики агентства «Автостат» Андрей Топтун в разговоре с «Известиями» отметил, что мошенническая схема по реализации залоговых автомобилей на вторичном рынке имеет многолетнюю историю и пока не существует инструмента, который может эффективно побороть недобросовестных продавцов.

— Такая проблема существует сейчас и существовала ранее. Особенный всплеск такого рода мошенничеств пришелся на период популярности автокредитования в 2006–2008 годах. Тогда люди покупали автомобили по копиям ПТС и не задумывались о нюансах этой схемы. Попадались в основном юридически неграмотные честные покупатели, — рассказал Андрей Топтун. — Тогда как ГИБДД не могла эти копии не выдавать, поскольку по требованию владельца делать это их обязывал закон. Я думаю, что сейчас решение этой проблемы является задачей государства, поскольку именно оно должно скорректировать законодательную базу так, чтобы она защищала честного покупателя и снижала риск мошенничества.

Вероятно, даже появление онлайн-базы по залоговым автомобилям не сможет решить всех проблем с мошенниками. Однако потенциальные покупатели получат легкий способ проверить законность продажи. Хотя при этом, скорее всего, останутся и те, кто согласится за устраивающую их цену и на ксерокопию ПТС при продаже и не станет проверять правовой статус автомобиля.



По материалам: http://izvestia.ru

 

Дата добавления: 18.06.2014

Расскажите нам о своей ситуации

За консультации денег не берем. Исходя из изложенных Вами фактов мы сразу сможем оценить реальные перспективы дела, а именно: решаема ли проблема в принципе и, если решаема, то каким способом.  

Кто мы?

Центр защиты прав водителей "Главная Дорога" - это команда высококвалифицированных юристов и адвокатов, на протяжении многих лет работающих исключительно в профильном направлении, а именно в области административного и транспортного права.